карта сайта

  • Kartina
  • Галерея
  • Обратная связь
  • Copyright © 2009 The Azatdraw

    www.Azatdraw.do.am

    Кубизм

    Кубизм (франц. cubisme, от cube — куб), модернистское течение в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) 1-й четверти 20 в., которое выдвинуло на первый план формальную задачу конструирования объёмной формы на плоскости, сведя к минимуму изобразительно-познавательные функции искусства. Слово "кубисты" было употреблено в 1908 и 1909 французским критиком Л. Воселем как насмешливое прозвище группы художников, изображавших предметный мир в виде комбинации геометрических тел или фигур. Термин "Кубизм" вначале обозначал формальный эксперимент, предпринятый во Франции между 1907 и 1914 небольшими группами художников под влиянием живописи П. Сезанна (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1907), африканской скульптуры и искусства примитивов. В 1907 П. Пикассо написал необычную по остроэмоциональной гротескности картину "Авиньонские девушки" (Музей современного искусства, Нью-Йорк), в которой фигуры справа, деформированные, огрубленные, изображены без каких-либо элементов светотени и перспективы, как комбинация разложенных на плоскости объёмов. В 1908 в Париже образовалась группа "Батолавуар" ("Лодка-плотомойня"), куда входили П. Пикассо, Ж. Брак, испанец Х. Грис, писатели Аполлинер, Г. Стайн и др. В этой группе сложились и последовательно были выражены основные принципы Кубизма В другую группу, возникшую в 1911 в Пюто под Парижем и оформившуюся в 1912 на выставке "Сексьон д'ор" ("Золотое сечение"), входили эпигоны и популяризаторы Кубизма — А. Глез, Ж. Метсенже, Ж. Виллон, А. Ле Фоконье и художники, лишь частично соприкоснувшиеся с Кубизмом, — Ф. Леже, "орфисты" Р. Делоне и Ф. Купка, будущие "дадаисты" Ф. Пикабия и М. Дюшан.

    Уже в годы возникновения Кубизма появились его теоретические "обоснования" субъективно-идеалистического порядка (А. Глез, Ж. Метсенже, в ряде положений — Г. Аполлинер), послужившие основой для многочисленных реакционных концепций, оправдывающих упадочные явления буржуазного искусства. Многочисленны и произвольные попытки связать Кубизм с новейшими научно-техническими открытиями (так, множественность точек зрения на предмет якобы родственна современным физическим представлениям и т. д.). Те и другие характерны для духовной атмосферы, в которой возникал Кубизм, но не объясняют характера его живописных концепций. Кубизму не чужды образно-эмоциональные задачи (особенно произведения П. Пикассо, поднимающимся до драматической цельности и широты). Кубизм не "освобождается" от изображения вообще, но подчиняет его своим формальным поискам. Отражаемая в искусстве реальность деформируется, подчиняясь фетишизированным материальным средствам искусства, представлению о картине прежде всего как о материальном предмете — холсте, покрытом краской

    Лит.: Луначарский А. В., Молодая французская живопись, "Современник", 1913, №6; Плеханов Г. В., Соч., т. 14, М., [б. г.], с. 170—80; Яворская Н., Кубизм и футуризм, в кн.: Модернизм..., М., 1969; Sérullaz М., Le cubisme. P., 1963; Fry Е., Der Kubismus, Köln, [1966].
    А. М. Комаров

    Дадаизм

    Дадаизм (франц. dadaisme, от dada — "конёк", деревянная лошадка; в переносном смысле — бессвязный детский лепет), модернистское литературно-художественное течение, существовавшее между 1916 и 1922. Возникло в 1916 в Цюрихе (несколько раньше выступления будущих дадаистов были в США) в среде анархиствующей интеллигенции, воспринявшей 1-ю мировую войну как развязывание в человеке извечных звериных инстинктов, а разум, мораль и эстетику — как их лицемерную маскировку. Отсюда проистекали программный иррационализм и крайне нигилистический, демонстративно циничный антиэстетизм дадаистов, их своего рода художественное хулиганство. Методы дадаистов (художники французы М. Дюшан, Ф. Пикабия, Ж. Арп, немцы М. Эрнст и К. Швиттерс, французский поэт, румын по происхождению Т. Тцара, немецкий поэт Р. Гюльзенбек, румынский писатель М. Янко и др.) сводились к разного рода скандальным выходкам — заборным каракулям, псевдотехническим чертежам, бессмысленным сочетаниям слов и звуков, комбинациям случайных предметов или наклейкам на холст (коллаж)и т. д.

    Дадаисты выпускали в Цюрихе журнал "Кабаре Вольтер" ("Cabaret Voltaire", 1916—17). После войны группа разделилась. В 1919 Тцара переехал во Францию и возглавил группу т. н. абсолютных дадаистов (А. Бретон, ранние Л. Арагон и П. Элюар, Ж. Рибмон-Дессень и др.), выпускавшую альманах "Да да" и журналы "Литератюр" ("Litterature"), "Проверб" ("Proverbe"), "Kaннибаль" ("Cannibale") и др.; группа ратовала за "абсолютное", лишённое социальной функции, искусство. В Германии группы дадаистов сложились в Берлине (1917—20), Кельне (1918—20) и Ганновере (1919). Особняком стояла берлинская группа "политических дадаистов", чьи выходки приобретали подчас характер анархического протеста против милитаризма и буржуазного строя. В 20-х гг. во Франции Дадаизм слился с сюрреализмом (перенявшим парадоксальность приёмов Дадаизма), а в Германии — с экспрессионизмом. Некоторые из "политических дадаистов" впоследствии порвали с безыдейностью Дадаизма и, перейдя на позиции революционного пролетарского искусства, применили в новых целях приёмы уличного рисунка в сатирической графике (Ж. Грос) и монтажа в политическом плакате (Дж. Хартфилд). Дадаистские методы комбинации "готовых" предметов в середине 20 в. стали одним из источников "поп-арта". См. также Модернизм, Авангардизм

    Лит.: История французской литературы, т. 4, М., 1963: Каптерева Т., Дадаизм и сюрреализм, в кн.: Модернизм, М., 1969; Hugnet G., L'aventure dada. P., 1957; Richter H., Dada-Kunst und Antikunst, Köln, 1964.

    Источник: Большая Советская Энциклопедия