«СССР - РФ - «Товарищи! Вперёд в светлое будущее!»

31х39 см (1999г)

Нравится

« назад :: :: Kartina :: Галерея :: :: вперёд »

Kartina

Copyright © 2009 The Azatdraw

www.Azatdraw.do.am

Галерея

Кандинский Василий Васильевич

Кандинский Василий Васильевич [4 (16).12.1866, Москва, — 13.12.1944, Нёйи-сюр-Сен, близ Парижа], русский живописец, один из основоположников абстрактного искусства. Учился в Мюнхене в школе А. Ажбе (1897—98) и в АХ (1900) у Ф. Штука. С 1907 жил в Берлине и Мюнхене, где создал (совместно с Ф. Марком) объединение "Синий всадник" (1911). С конца 1900-х гг. в произведениях Кандинского самодовлеющая игра цветовых пятен и линий постепенно вытесняет образы реальной действительности ("Дамы в кринолинах", 1909, "Импровизация № 7", 1910, "Смутное", 1917, — все в Третьяковской галерее; "Композиция № 10", 1939, Национальный музей современного искусства, Париж). В стремлении Кандинского утвердить принципы "чистой" живописи, провозгласив творческий процесс художника неким "самовыражением и саморазвитием духа", отразились индивидуалистические субъективистские тенденции культуры буржуазного общества в 20 в. В 1914 Кандинский вернулся в Россию. Один из организаторов Музея живописной культуры в Петрограде и Инхука в Москве. С конца 1921 жил в Германии (с 1922 профессор "Баухауза"), с 1933 — в Париже.

Лит.: Рейнгардт Л., Абстракционизм, в кн.: Модернизм. Анализ и критика основных направлений, М., 1969, с. 101—11; Grohmann W., Wassily Kandinsky. Life and work, N. Y., 1958.
В. С. Турчин.

"Бубновый валет"

"Бубновый валет" объединение московских живописцев. Ведёт начало от одноименной выставки, организованной в 1910. Для творчества художников "Бубнового валета" (П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, А. В. Лентулов, И. И. Машков, В. В. Рождественский, Р. Р. Фальк и др.), отрицавших традиции как академизма, так и реализма 19 в. и в то же время противостоявших мистико-символистическими тенденциям в русском искусстве первого десятилетия 20 в., характерны живописно-пластического искания в духе творчества П. Сезанна, фовизма и кубизма, а также обращение к приёмам русского лубка и народной игрушки. В практике "Бубнового валета" претворились кризисные черты русской художественной культуры предреволюционного десятилетия. Ограничив сферу деятельности главным образом жанрами натюрморта, пейзажа и портрета, утверждая идею "самоценности" живописи, художники "Бубнового валета" разрешали формальные проблемы передачи объёма на плоскости и построения формы цветом, стремились к выявлению изначальной материальности и "вещности" натуры. В подчёркнутой деформации и обобщении объёмов, нарочитой грубости и осязаемости фактуры, в броской, жизнерадостной, почти лубочной красочности работ художников "Бубнового валета" вместе с тем выразились в субъективной форме индивидуалистический протест против буржуазно-мещанского вкуса и уклада жизни (не затрагивавший, однако, существующих социальных устоев), стремление "эпатировать буржуа", а также попытки утверждения в живописи чувственно-полнокровных, материально-красочных сторон бытия. В 1912 отколовшаяся от "Бубнового валета" группа художников, тяготевших к примитивизму, кубофутуризму и абстракционизму (В. Д. и Д. Д. Бурлюки, Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, К. С. Малевич и др.), организовала выставку под названием "Ослиный хвост". В 1916 объединение распалось. После Октябрьской революции многие бывшие члены "Бубнового валета", преодолев одностороннее увлечение формальными экспериментами, стали видными мастерами советского искусства. В 1925 по инициативе бывших членов "Бубнового валета" возникло объединение "Московские живописцы", в дальнейшем преобразованное в "Общество московских художников" (ОМХ).

Лит.: Выставка произведений группы художников "Бубновый валет", М., 1927; Лебедев А. К., Искусство "Бубнового валета" и проблема художественного наследия, в сборнике: Вопросы искусства в свете борьбы идеологий, М., 1966; Коган Д. 3.

Малевич Казимир Северинович

Малевич Казимир Северинович [11(23).2.1878, близ Киева, — 15.5.1935, Ленинград], советский художник. Учился в Училище живописи, ваяния и зодчества (1904—05) и студии Ф. И. Рерберга (1905—10) в Москве. Участник выставок "Бубновый валет" (1910), "Ослиный хвост" (1912), футуристической "0,10" (1915—16) и других. На рубеже 1900—1910-х годов стремился совместить принципы кубизма и футуризма ("На сенокосе", 1909; "Станция без остановки", 1911). Став затем одним из основоположников абстрактного искусства, туманно-мистически толкуя свои эксперименты, Малевич сводил предметную форму к комбинациям рассеянных на плоскости контрастных по цвету простейших геометрических элементов (супрематизм). Это с самого начала вело к отрицанию общественных и познавательных задач художественного творчества и собственно живописи ("Чёрный квадрат", 1913). В 1918 создал оформление первой постановки "Мистерии-буфф" В. В. Маяковского. С начала 1920-х годов примкнул к производственному искусству. Будучи преподавателем Народной художественной школы в Витебске (1919—22), директором ленинградского Гинхука (1923—1927; см. Инхук), занимался исследованием формального языка пластических искусств, разрабатывал проекты конструктивно целесообразных форм посуды, рисунки для текстиля, пространств, композиции (макеты-"архитектоны"). В начале 1930-х годов делал попытки вернуться к изобразительности в живописи и обратиться к советской тематике ("Девушка с красным древком", 1932; все указанные картины — в Третьяковской галерее).

Лит.: Федоров-Давыдов А., Выставка произведений К. С. Малевича, М., 1929; Рейнгардт Л., Абстракционизм, в сборнике; Модернизм, М., 1973, с. 112—15; Kasimir Malevich. 1878—1935. An exhibition...; L., 1959.
Т. Н. Макарова.

Голубая роза

"Голубая роза", кратковременное художественное объединение, возникшее в 1907 в Москве. Получило название от одноимённой выставки, организованной в 1907 журналом "Золотое руно". Выставка явилась отражением декадентских тенденций в русском искусстве предреволюционной эпохи. Для работ её участников (Н. П. Крымов, П. В. Кузнецов, А. Т. Матвеев, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, С. Ю. Судейкин, П. С. Уткин, А. В. Фонвизин и др.) были характерны плоскостность и декоративная стилизация форм, лиризм образов, ориенталистские мотивы, иногда — мистико-символистические искания. Настроение безысходной грусти и меланхолии создавалось в них мягкими прихотливыми линейными ритмами, приглушёнными цветовыми сочетаниями. В становлении стиля "Голубой розы" большую роль сыграло наследие В. Э. Борисова-Мусатова. Многие участники "Голубой розы" вскоре отказались от упадочнических установок группировки. В их творчестве в 1910-е гг. и особенно после Великой Октябрьской социалистической революции наряду с нарастанием монументально-декоративных начал усиливается стремление к претворению реальных впечатлений, созданию гармоничной, обобщённо-синтетической картины мира. Ряд бывших членов "Голубой розы" (Крымов, Кузнецов, Матвеев, Сарьян) стали впоследствии видными мастерами советского искусства

Лит.: Мастера "Голубой розы". Каталог выставки, М., 1925; Коган Д. З., Новые течения в живописи 1907—1917 годов, в кн.: История русского искусства, т. 10, кн. 2, М., 1969.

"Ослиный хвост"

"Ослиный хвост", группировка молодых художников во главе с М. Ф. Ларионовым, отделившаяся от "Бубнового валета" и организовавшая в 1912 две одноименные выставки — одну в Москве, другую, совместно с членами "Союза молодёжи", в Петербурге. Эпатирующее название "Ослиный хвост", связанное с одним из эксцессов французского авангардизма, должно было, по замыслу участников группировки, подчёркивать анархически-бунтарский характер их выступлений, их пафос отрицания сложившихся норм художественного творчества и провозглашения полной свободы формальных экспериментов. Полемическая заострённость лозунгов и нарочитое "огрубление" образного строя сближали художников "Ослиного хвоста" с практикой литературного футуризма. Участники группировки (Н. С. Гончарова, К. С. Малевич, К. М. Зданевич, А. В. Шевченко, С. П. Бобров, В. Е. Татлин, М. З. Шагал, А. В. Фонвизин, М. В. Ле-Дантю и др.) в противовес "западничеству" "Бубнового валета" обратились к примитивизму (при этом они популяризировали творчество Н. Пиросманашвили и др. примитивистов), традициям русской иконописи и лубка, провозгласили ориентацию на восточное искусство (последнее оставалось в основном лозунгом). Вместе с тем некоторые из этих художников (Гончарова, Малевич и др.) обнаруживали близость к современным течениям западно-европейского искусства — футуризму и кубизму. На следующих выставках группировки ("Мишень", 1913; "№4", 1914) ряд её участников выступил с произведениями в духе так называемого лучизма (созданного Ларионовым метода, приведшего к одному из первых вариантов абстрактного искусства).

Лит.: Ослиный хвост и Мишень. Сборник, М., 1913; Дьяконицын Л. Ф., Идейные противоречия в эстетике русской живописи конца 19 — начала 20 вв., [Пермь], 1966, с. 190—198.

Источник: Большая Советская Энциклопедия