ICQ
Google talk
msn

Для корректного отображения содержимого сайта необходим: Flash Player

|| Создание и оформление сайта: www.Azatdraw.do.am ||

Copyright © 2009-14 The Azatdraw (Azat GM)

Абстрактное искусство

Абстрактное искусство, абстракционизм, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, течение в искусстве многих, главным образом капиталистических, стран, принципиально отказавшееся от каких-либо признаков изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Программа абстрактного искусства полностью порывает с общественными и познавательными задачами художественного творчества, заменяет их выражением неких "очищенных от реальности" духовных сущностей, чисто субъективных эмоций и подсознательных импульсов, является крайним проявлением индивидуалистических субъективистских тенденций буржуазной культуры, идеалистических концепций "искусства для искусства". Практика же абстрактного искусства сводится к составлению с помощью отвлечённых элементов художественной формы (цветовое пятно, линия, объём и т. д.) неизобразительных композиций, рационалистически упорядоченных либо предназначенных выразить стихийность чувства и фантазии автора. Понятием "абстрактное искусство" объединяются разнородные явления — антигуманистические художественные концепции, иллюзорные устремления к "абсолютной свободе" от действительности и общества, попытки выразить мир личных ощущений художника и чуждые по своему существу программным декларациям абстрактного искусства чисто декоративные композиции, равно как и лабораторные поиски новых форм, связанные главным образом с архитектурой и декоративным искусством.

Абстрактное искусство возникло как анархический вызов общественным вкусам в ходе расслоения ряда течений в искусстве 20 в. — кубизма, экспрессионизма, примитивизма и др.; в 1910—13 первые его образцы в живописи создали работавшие в Германии экспрессионисты В. В. Кандинский и П. Клее, парижские "орфисты" — Р. Делоне, испанец Ф. Пикабия, чех Ф. Купка, в России — "супрематист" К. С. Малевич, в Нидерландах — "неопластицисты" П. Мондриан, Т. ван Дусбюрг, Б. ван дер Лек. После 1-й мировой войны абстрактное искусство питалось порожденными войной нигилистическими настроениями буржуазной интеллигенции (дадаизм — испанец Х. Миро, француз Ж. Арп); одновременно определилось стремление найти неизобразительным формам применение в архитектуре и декоративном искусстве, строить их по математическим и инженерным принципам. В годы 2-й мировой войны в США возникла школа "абстрактного экспрессионизма", распространившегося после войны во многих странах и провозгласившего своим методом бессознательность и автоматизм творчества, непредвиденность эффектов.

В живописи и графике стала культивироваться изощрённость неожиданных цветовых и фактурных сочетаний (А. Манесье, Ж. Дюбюффе, П. Сулаж во Франции, К. Аппел в Нидерландах, Афро Базальделла в Италии), в скульптуре — парадоксальная причудливость композиции и обработки материалов. В середине 20 в. абстрактное искусство стало в буржуазных странах привилегированным и воинствующим направлением, стремящимся к абсолютному господству; оно повлияло и на искусство некоторых социалистических стран. В 1960-е гг. Абстрактное искусство эволюционирует в сторону орнаментально-геометрических композиций ("Поп-арт"), как течение абстрактное искусство теряет свои позиции и вытесняется различными по характеру и целям течениями, обращающимися к предмету и изображению.

Лит.: Стойков А., Критика абстрактного искусства и его теории, М., 1964; Лебедев А. К., К спорам об абстракционизме в изобразительном искусстве, М., [1967]; Лифшиц М., Рейнгардт Л., Кризис безобразия..., М., 1967; Brion M., Art abstrait, P., 1963.
А.М.Комаров.
Источник: Большая Советская Энциклопедия.


главная | галерея | байкал 100 лет спустя | вперёд в светлое будущее | карта сайта | обратная связь